- Флоренский Пав. Ал-др.
-
ФЛОРЕ́НСКИЙ Пав. Ал-др. (1882—1937) — философ, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист, математик, физик, инж., педагог, иск-вед, историк. Разнообразные науч., эстетич. и богословские интересы Ф. получили яркое отражение в его наиб, известном соч. "Столп и утверждение истины" (1914), представляющем собой оригин. опыт правосл. теодицеи. Следующий и завершающий этап развития взглядов Ф. отражен в его второй итоговой кн. "У водоразделов мысли", в осн. написанной в 1922.
Свое мировоззрение Ф. считал родств. по духу рус. средневековью 14—15 вв. Он признавал первичность идеального начала по отношению к окружающему нас миру конкретных эмпирич. предметов и явлений, к-рая проявляется в сходстве, обнаруживаемом нами в вещах. За физич. и психофизич. видимостью мира (эмпирией) лежит его дух. основа (иной мир, эмпирей), постигаемая в мистич. взаимоотношении Бога и человека. Эмпирея дает смысл эмпирии. Отсюда — понимание науки как символич. описания мира. Платонизм Ф. есть своеобразный символизм, причем символ он понимает как сочетание свободного творчества нашего духа и нашей реальности. Мировоззрение, по Ф., должно корениться в реальной жизнии завершаться жизненным воплощением в технике, искусстве и т. п., отсюда — стремление к созданию "конкретной метафизики", задачей к-рой является изучение первичных символов, из к-рых слагаются разл. сферы реальности.
Ф. отрицал как непрерывность развития культуры, так и ее прогресс. С его т. зр., "единой культуры", развивающейся от низшего к высшему, не существует, есть лишь ритмич. смена двух осн. типов культур — "средневековой", для к-рой характерны органичность, объективность, конкретность и самособранность, и "возрожденческой", характериз. раздробленностью, субъективностью, отвлеченностью. Культура (прежде всего средневековая) — это сознательная борьба Логоса с Хаосом, когда Логос является организующим, упорядочивающим и гармонизирующим началом мира, а Хаос — дезорганизующим началом, энтропией, всемирным "уравниванием". В наиб. степени культуро-творч. деят-ность человека противостоит Хаосу в религ. храмовом иск-ве.
Взгляды Ф. на церк. иск-во изложены в его работах "Храмовое действо как синтез искусств" (1918), "Обратная перспектива" (1919), "Иконостас" (1922, не завершена) и др. Ф. показывает, что существует лишь 2 типа опыта: науч. (кантовский) и общечеловеч. Если первый есть результат внешнего отношения к жизни, находящего выражение в хищнически-механистич. "возрожденческой" культуре с ее перспективизмом в живописи, то общечеловеч. опыт является результатом внутр. отношения к жизни, находящего выражение в созерцательно-творч. "средневековой" культуре, для к-рой характерна т. н. "обратная перспектива" в живописи и особенно в иконописи.
После 1917 Ф. активно занимается исследоват. работой в системе Глав-электро ВСНХ, преподает во ВХУТЕМАСе, редактирует технич. энциклопедию, пишет для нее б. 100 ст. и т. д. Репрессирован в 1933, расстрелян в 1937. Реабилитирован в 1958.
П. А. Флоренский

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.